Дятьковского района Брянской области

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Скачать этот документ вы можете с нашего сайта

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

         Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Система оценки освоения образовательных программ создана с целью получения объективной информации об уровне и качестве освоения образовательных программ начального общего образования обучающимися школы.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ являются:

  • основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки;
  • основой для аттестации работников начальной школы;
  • основой для аттестации учреждений начального общего образования;
  • критериальной базой оценки состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся школы, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ начального образования нацелена на оценку результатов их освоения. Ее основными компонентами являются:

  • объекты и содержание оценки;
  • процедуры, инструментарий и критерии оценки;
  • методы и средства оценки;
  • основные группы пользователей;
  • цели использования результатов.

 

В системе оценивания в начальной школе используются:

внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой;

внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах;

субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др).;

объективные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и оценки;

оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;

разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;

интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;

самоанализ и самооценка обучающихся.

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:

работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словарики, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и т.п.);

индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;

результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

В качестве оценивания в начальной школе используют следующие три вида: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание.

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.

С целью проведения текущего оценивания используют следующие методы оценивания: наблюдение, оценка выполнения деятельности (основана на выборе ответа, или кратком свободном ответе, или открытом ответе), портфолио (подборка детских работ, демонстрирующая нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии), самоанализ (для ситуаций, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции).

Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие инструменты: критериальные описания, эталоны, памятки, линейки достижений. Проверочные работы по предметам составлены с приложением данных контрольно-измерительных материалов.

Критерии, по которым может происходить оценивание того или иного вида деятельности ребенка, зависит от тех целей и задач, которые ставит перед собой учитель, и тех задач, которые ставит перед собой ребенок. Все умения можно условно разделить на 5 групп: учебно-логические, учебно-коммуникативные, учебно-организационные, учебно-управленческие и учебно-информационные.

Учебно-информационные:

  • умение самостоятельно готовиться к уроку;
  • умение включаться в работу, умение сосредоточиться на содержании урока и сохранить внимание до его завершения;
  • оформление и ведение тетрадей и т. д.

Учебно-коммуникативные:

  • умение распределять роли в процессе совместной учебной деятельности;
  • умение проговорить цель, задачи и предполагаемые действия;
  • умение поддержать и продолжить мысль собеседника;
  • умение слушать друг друга;
  • умение работать в группах сменного состава;
  • умение задавать вопросы в ходе урока;
  • умение участвовать в учебном диалоге и т.д.

Учебно-логические:

  • умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям;
  • умение действовать по аналогии;
  • умение соотнести цель и результат;
  • умение выделять главное;
  • умение делать обобщение, вывод;
  •  умение предоставить информацию графически;
  • умение давать определение понятия по существенным признакам, опираясь на модель и т. д.

Учебно-информационные:

  • умение давать полный или краткий ответ;
  • умение отвечать на вопрос по существу;
  • умение пересказывать учебную информацию;
  • умение работать самостоятельно с дополнительной литературой и т. д.

Учебно-управленческие умения:

  • умение определять учебную задачу;
  •  умение сравнивать полученный результат с учебной задачей;
  • умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников;
  • умение определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причину;
  • умение планировать свои дальнейшие действия по устранению недочетов.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых тестов) или демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм.

Планируемые (ожидаемые) результаты обучения и показатели их достижения выпускниками школы приведены в примерных программах по всем учебным предметам и могут быть использованы учителями начальной школы в исходном варианте. Основным критерием достижения выпускником начальной школы планируемых результатов освоения программ начального образования является успешное прохождение испытаний в рамках итогового внешнего и внутреннего оценивания. При установлении критериев успешности в освоении программ начального образования рассматривается достижение учащимися планируемых результатов для трех групп результатов (предметных, метапредметных и личностных).

Успешность освоения программ начального образования (в зависимости от целей, с которыми проводятся оценочные процедуры) свидетельствует об:

  • успешности выпускника в освоения планируемых результатов начального образования – определяется в ходе итоговой аттестации выпускника начальной школы, по результатам которой принимается решение о его готовности к продолжению образования в основной школе и переводе в основную школу;
  • успешности выпускников класса в освоения планируемых результатов начального образования — определяется в ходе итоговой аттестации выпускников класса начальной школы, по результатам которой принимается решение об аттестации учителя, который ведет данный класс;
  • успешности выпускников классов школы в освоения планируемых результатов начального образования — определяется в ходе итоговой аттестации выпускников всех классов данной начальной школы.

Оценка личностных результатов

 

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентациязнание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального    общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

 

Процедура оценки

Внешняя оценка

Предмет оценки эффективность воспитательно-образовательной деятельности учреждения

Форма проведения процедуры:

неперсонифицированные мониторинговые исследования

Субъекты оценочной деятельности: специалисты, не работающие в образовательном учреждении, владеющие компетенциями в сфере психологической диагностики личности в детском и подростковом возрасте.

Инструментарий: стандартизированные типовые задачи оценки личностных результатов, разработанные на федеральном, региональном уровне

 

 

Внутренняя оценка

Предмет оценки сформированности отдельных личностных результатов (мотивация, внутренняя позиция школьника, основы гражданской идентичности, самооценка, знание моральных норм и суждений)

Задача оценки данных результатов: оптимизация личностного развития обучающихся

Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, психолог, обучающиеся

Форма проведения процедуры:

Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы:

1. Заместитель директора по воспитательной работе в рамках изучения уровня воспитанности обучающихся школы, анализа воспитательной работы.

2. Заместитель директора по УВР  в рамках внутришкольного контроля по изучению состояния преподавания предметов.

3 Психолог в рамках преемственности с ДОУ и при переходе обучающихся в школу второй ступени.

Персонифицированные мониториноговые исследования проводит:

1. Учитель в рамках изучения индивидуального развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса.

2. Психолог в рамках работы с детьми « группы риска» по запросу педагогов ( при согласовании родителей), родителей (законных представителей) на основании решения ПМПк .

Инструментарий:

1. Типовые задания по оценке личностных результатов (представленные в книге: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/ под ред. А.Г.Асмолова.- М.:Просвещение,2008.

2. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, представленных в книге: Воспитательный процесс изучение эффективности / под редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр ,2003.

3. Методики изучения уровня адаптации для 1 и 4 классов: опросник для учителя Александровой Э.А., пиктографический тест « Школа «Баркан А.И.ПолуяновЮ.А., психолого-педагогический прогностический скрининг Е Ежаковой 1-х классах), Методика исследования эмоционально-психологического климата Карповой Г.Н. ( 4 класс).

Методы оценки: фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование,  возрастно-психолгическое консультирование

Результаты продвижения в формировании личностных результатов в ходе внутренней оценки фиксируются в виде оценочных листов учителя, психолога.

Осуществление обратной связи через:

1. Информированность:

педагогов, об эффективности  педагогической деятельности (педсоветах, совещаниях посвященных анализу учебно-воспитательного процесса);

обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио).

2 Обеспечение мотивации на обучение, ориентировать на успех, отмечать даже незначительное продвижение поощрение обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе.

 

 

Первым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является:

 

Диагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению

Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты

(показатели развития)

Основные критерии оценивания

 

 

Типовые диагностические задачи

Предшкольная ступень образования

(6,5–7 лет)

Типовые диагностические задачи

Начальное образование

(10,5–11 лет)

Самоопределение

 

Внутренняя позиция школьника

 

  • положительное отношение к школе;
  • чувство необходимости учения,
  • предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
  • адекватное содержательное представление о школе;
  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;
  • предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)
Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т.А.

Эльконин Д.Б.

Венгер А.Л.)

 

 

 

 

 

Самооценка

дифференцирован-ность,

рефлексивность

регулятивный компонент

 

Когнитивный компонент:

  • широта диапазона оценок;
  • обобщенность категорий оценок;
  • представленность в Я-концепции социальной роли ученика.

Рефлексивность как

  • адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
  • осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
  •  осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;

Регулятивный компонент

  • способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием
  Методика «10 Я» (Кун)

 

 

Методика «Хороший ученик»

 

 

 

 

 

 

 

Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

Смыслообразование

 

Мотивация учебной деятельности

 

  • Сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;
  • интерес к способу решения и общему способу действия;
  • сформированность социальных мотивов;
  • стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
  • сформированность учебных мотивов
  •  стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
  •  установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью
«Незавершенная сказка»

«Беседа о школе»

(модифицированный вариант) (Нежнова Т.А.

Эльконин Д.Б.

Венгер А.Л.)

 

 

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)

 

Опросник мотивации

 

 

 

Морально-этическая ориентация

Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме Ориентировка на моральную норму

(справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

«Раздели игрушки»

(норма справедливого распределения)

После уроков

(норма взаимопомощи)

Дифференциация конвенциональных и моральных норм Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными

 

  Опросник Е.Кургановой
Решение моральной дилеммы на основе децентрации

 

 

 

Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы.

Учет мотивов субъекта при нарушении нормы.

Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма.

Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

 

Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев)

«Невымытая посуда» (учет чувств героев)

 

 

«Булочка»

(модификация задачи Ж.Пиаже)

(координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации

Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения Все задания Все задания
Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы Уровень развития моральных суждений Все задания Все задания

 

 

 

Диагностика сформированности целеполагания учащихся

 

Уровень Показатель сформированности Поведенческие индикаторы с сформированности
 Отсутствие цели Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования) Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал
 Принятие практической задачи Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
Переопределение познавательной задачи в практическую Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий
Принятие познавательной цели Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
Переопределение практической задачи в теоретическую Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа
Самостоятельная постановка учебных целей Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

 

 

 

 

Уровни развития контроля

Уровень

Показатель сформированности

Дополнительный диагностический признак

Отсутствие контроля Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
 Контроль на уровне непроизвольного внимания Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых
Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает
 Актуальный контроль на уровне произвольного внимания В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям
Потенциальный рефлексивный контроль Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям
Актуальный рефлексивный контроль Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

 

 Уровни развития оценки

Уровень

Показатель

Поведенческий индикатор

 Отсутствие оценки Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи
Адекватная ретроспективная оценка Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников
Неадекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи
 Потенциально адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему

способов действия; делает это неуверенно, с трудом

Актуально адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

 

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

 

 

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

 

 

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

  • решение задач творческого и поискового характера;
  •  учебное проектирование;
  •  итоговые проверочные работы;
  •  комплексные работы на межпредметной основе;
  •  мониторинг сформированности основных учебных умений.

Процедура оценки

Внешняя оценка

Предмет оценки эффективность воспитательно-образовательной деятельности учреждения.

Форма проведения процедуры:

неперсонифицированные мониторинговые исследования образовательных достижений обучающихся и выпускников начальной школы:

в рамках аттестации педагогов и аккредитации образовательного учреждения;

проведение анализа данных о результатах выполнения выпускниками итоговых работ.

Субъекты оценочной деятельности: специалисты, не работающие в образовательном учреждении.

Инструментарий, формы оценки:

Комплексные работы на межпредметной основе, проверочные работы на предметной основе, где метапредметный результат является инструментальной основой, разработанные на федеральном или региональном уровне.

Внутренняя оценка

Предмет оценки: сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Задача оценки данных результатов: определение уровня присвоения учащимися  определенных универсальных учебных действий, как средства анализа и  управления своей познавательной деятельностью.

Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, психолог, обучающиеся

Форма проведения процедуры:

Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы:

1) Заместитель директора по воспитательной работе в рамках изучения уровня воспитанности обучающихся школы, анализа воспитательной работы (коммуникативные универсальные учебные действия; регулятивные универсальные действия)

2) Заместитель директора по УВР в рамках внутришкольного контроля:

по изучению состояния преподавания предметов;

по изучению состояния организации внеурочной деятельности;

в рамках промежуточной и итоговой аттестации (проведение трех контрольных работ, русский язык, математика, комплексная работа на метапредметной основе);

на этапах рубежного контроля.

3) Психолог в рамках преемственности с ДОУ и при переходе обучающихся в школу второй ступени (коммуникативные, регулятивные, познавательные).

Персонифицированные мониториноговые исследования проводят:

1) Учитель в рамках:

внутришкольного контроля, когда предлагаются административные контрольные работы и срезы;

тематического контроля по предметам и текущей оценочной деятельности;

по итогам четверти, полугодия;

промежуточной и итоговой аттестации.

2) Психолог в рамках итогов коррекционной работы с детьми « группы риска».

3) Ученик в результате самооценки на уроке, внеурочной деятельности с фиксацией результатов в оценочных листа.

Инструментарий:

1. Диагностические задачи по проверке отдельных  видов универсальных учебных действий, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной контрольной работы(по А.Г Асмолову)

2. Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа, (по методике Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой)

3. Комплексные работы на межпредметной основе и  работе с информацией (по Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой).

4. Олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность).

Методы оценки: фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение.

Результаты продвижения в формировании   таких действий как коммуникативные и регулятивные действия, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы фиксируются в виде оценочных листов прямой или опосредованной оценкой учителя, психолога в портфолио ученика, листах самооценки.

 

 

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

                                                                        Процедура оценки
Внешняя оценка

Предмет оценки эффективность воспитательно-образовательной деятельности учреждения

Форма проведения процедуры: неперсонифицированные мониторинговые исследования образовательных достижений обучающихся и выпускников начальной школы:

 – в рамках аттестации педагогов и аккредитации образовательного учреждения;

-проведение анализа данных о результатах выполнения выпускниками итоговых работ.

Субъекты оценочной деятельности: специалисты, не работающие в образовательном учреждении.

Инструментарий, формы оценки: комплексные работы на межпредметной основе, контрольные работы по русскому языку и математике.

Внутренняя оценка

Предмет оценки сформированности действий обучающихся с предметным содержанием (предметных действий); наличие система опорных предметных знаний; наличие системы знаний, дополняющих и расширяющих опорную систему знаний.

Задача оценки данных результатов:

определение достижения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, метапредметных действий речевых (навык осознанного чтения, навык работы с информацией) и коммуникативных сотрудничество с учителем и сверстниками) как наиболее важных для продолжения обучения;

определение готовности обучающихся для обучения в школе 2 ступени;

определение возможностей индивидуального развития обучающихся.

Субъекты оценочной деятельности: администрация,   учитель, обучающиеся.

Форма проведения процедуры:

Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы: заместитель директора по УВР в рамках внутришкольного контроля:

по изучению состояния преподавания предметов инвариантной части учебного плана и компонента образовательного учреждении (риторика, литературное краеведение, физкультура);

в рамках промежуточной и итоговой аттестации (три работы: русский язык, математика, комплексная работа на межпредмнетной основе);

на этапах рубежного контроля (входной, по полугодиям).

Персонифицированные мониторинговые исследования  проводят:

1. Учитель в рамках: внутришкольного контроля административные контрольные работы и срезы; тематического контроля по предметам и текущей оценочной деятельности; по итогам четверти, полугодия; промежуточной и итоговой аттестации.

2. Ученик через самооценку результатов текущей успеваемости, по итогам четверти, года, промежуточной и итоговой аттестации (оценочные листы; выполнение заданий базового или повышенного уровня).

Инструментарий:

1. В рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля: уровневые итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, включающие проверку сформировнности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник  научится») и повышенного уровня Оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»; комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией.

Методы оценки: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Осуществление обратной связи через:

1. Информированность:

педагогов, об эффективности педагогической деятельности (педсоветах, совещаниях посвященных анализу учебно-воспитательного процесса);

обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио).

2. Обеспечение мотивации на обучение, ориентировать на успех, отмечать даже незначительное продвижение поощрение обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе.

 

Итак, учитель, имеет следующую совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях

 

Листы наблюдений, отражающие динамику следующих показателей:

сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как:

  • приобретение знаний,
  • понимание,
  • применение,
  • анализ,
  • синтез,
  • оценка,
  • диалектичность мышления,
  • метазнание
наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях

–        повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий;

–        инициативной творческой работы;

сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:

  • способность принимать ответственность;
  • способность уважать других;
  • умение сотрудничать;
  • умение участвовать в выработке общего решения;
  • способность разрешать конфликты;
  • способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе
наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся
сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:

  • слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
  • говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
  • чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);
  • письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)
наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях

–   совместного обсуждения;

–   групповой и индивидуальной презентации;

–   «авторского собеседования»;

–   «ученик как инструктор»;

–   неформального общения в связи и по поводу прочитанного;

 

они дополняются само- взаимооценками учащихся навыков работы в группе

сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:

  • формулировать вопрос, ставить проблему;
  • вести наблюдение;
  • планировать работу,
  • планировать время;
  • собрать данные;
  • зафиксировать данные;
  • упорядочить и организовать данные;
  • интерпретировать данные;
  • представить результаты или подготовленный продукт

 

наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях

–   направляемого учителем мини-исследования

–   группового мини-исследования

–   самостоятельного мини-исследования

 

они дополняются самооценкой учащихся

 

Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов. В силу трудоемкости этого метода, его рекомендуется использовать крайне экономно, при оценивании сформированности важнейших навыков совместной работы и коммуникативных навыков, на определенных рубежных этапах и в таких ситуациях, когда деятельность ребенка не завуалирована совместной групповой деятельностью; в ситуациях, к которым ребенок готовится. Так, в приводимых выше материалах, его рекомендуется использовать в ситуации «Чтение в паре», «Устная презентация».

Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные

достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод рекомендуется использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.

Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений и т.д.).

Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения.

 

 

Формы контроля и учета достижений обучающихся

 

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

— устный опрос

— письменная

— самостоятельная работа

—  диктанты

—  контрольное списывание

—  тестовые задания

— графическая работа

— изложение

— доклад

— творческая работа

 — посещение уроков по программам наблюдения

— диагностическая  контрольная работа

— диктанты

— изложение

— контроль техники чтения

 

— анализ динамики текущей успеваемости

 

— участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

— активность в проектах и программах внеурочной деятельности

— творческий отчет

    — портфолио

— анализ психолого-педагогических исследований

 

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

 

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

•    поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В состав портфолио достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:

по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы

детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по технологии — фото — и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями Стандарта.

Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений, критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

 

Рабочий Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Рабочего Портфолио  представляет собой комплект печатных материалов  формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;  повод  для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
  • содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
  • разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

 

Разделы рабочего Портфолио

Страницы раздела «Портрет»

  • Мой портрет (знакомьтесь:  это — я)
  • Место для фото (или автопортрета)

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес_____________________

Моя семья

  • Нарисуй портрет своей семьи
  • Я научусь в этом году (составляется совместно с учителем)

Предмет

Чему научусь

Русский язык  
Литературное чтение  
Математика  
Окружающий мир  
Физическая культура  
Изобразительное искусство  

 

  • Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

 Чем я люблю заниматься?  
 Какая игрушка у  меня самая любимая?  
 Сколько у меня друзей и как их зовут?  
 Какой у меня самый любимый цвет?  
 Какие поделки я очень хочу научиться  мастерить?  

Страницы раздела «Коллектор»

  • Правила поведения в школе
  • Законы жизни класса
  • План – памятка Решения задачи
  • Памятка  «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
  • Памятка  «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
  • Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
  • Памятка: Правила  общения

 

 

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

 

Страницы раздела «Мои достижения»

  • Моя лучшая работа
  • Задание, которое мне больше всего понравилось
  • Я прочитал ……. книг.
  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?
  • Мои цели и планы на следующий учебный год:
  • Чему я еще хочу научиться?
  • Какие книги прочитать?
  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
  • Мои проекты
  • Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

 

Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);
  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

 

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Итак, исходя из всего сказанного, в состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его  учебной деятельностью, могут (должны) входить:

1)    подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:

  • выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку;
  • дневники читателя;
  • выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);

2)    систематизированные материалы текущей оценки

  • отдельные листы наблюдений,
  • оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ,
  • результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
  • выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.

3)    материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились.

 

Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.         Совокупность этих материалов, как представляется на этом этапе разработки, дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.

 

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых  предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

 

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

УРА! Каникулы! :)))
Архивы