Дятьковского района Брянской области
 



Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Функциональная грамотность обучающихся

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

Общая информация

   Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

   Составляющие функциональной грамотности:

1 направление. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2 направление. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3 направление. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4 направление.  Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5 направление. Креативное мышление.

6 направление. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

  Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 

Банк заданий

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyybankzadaniydlyaotsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti;

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/;

https://media.prosv.ru/fg/

https://sdo.edu.orb.ru/index.php.

Документы

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Приказ департамента образования и науки Брянской области №1306 от 14.09.2021 года «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году»

Письмо Министерства Просвещения РФ «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Инструкция по регистрации в электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Приказ Отдела образования администрации Дятьковского района №291 от 17.09.2021 » Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году»

Приказ МБОУ СОШ п.Дружба от 31.08.2021г. №148. План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ п.Дружба на 2021-2022 уч.год

Дополнительная информация

Памятка «Как повысить функциональную грамотность учеников»

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы (Методическое пособие для педагогов)

Вебинар «Марафон по функциональной грамотности с Яндекс.Учебником

7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников

Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах

Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?

Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности

Конференция «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике»

Конференция «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых инструментов»

Конференция «Формирование метапредметных умений у российских школьников на базе цифровых образовательных сервисов»

Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности 

УРА! Каникулы! :)))