Дятьковского района Брянской области
Для слабовидящих
Наш опрос
Кто внёс решающий вклад в Великую победу, разгром фашизма во II Мировой войне?

Положение о портфолио

Скачать положение

ФГОС Положение о портфолио

 1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в рамках реализации Образовательной программы Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п.Дружба Дятьковского района Брянской области с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации. 

1.2. Портфолио учащегося начальной школы (далее Портфолио) относится к разряду индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений.

1.3. Портфолио – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.

1.4. Портфель достижений является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

1.5. Портфель достижений служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

1.6. Основными задачами ведения Портфеля достижений являются:

— поддержание высокой учебной мотивации обучающегося;

— поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;

— развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьника;

формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

— укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с МБОУ Сош п.Дружба.

2. Порядок формирования Портфеля достижений учащегося начальной школы

2.1. Период составления Портфеля достижений – 1-4 года (1-4 классы начальной школы), начинается с составления папки достижений, где осуществляется сбор работ учащихся для дальнейшего анализа и классификации результатов.

2.2. Классный руководитель несет ответственность за организацию формирования Портфеля достижений и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием.

2.3. Портфель достижений хранится в МБОУ Сош п.Дружба, при переводе ребенка в другое образовательное учреждение выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

 

3. Структура, содержание и оформление Портфолио.

3.1.В Портфель достижений включены следующие материалы:

3.1.1Выборка детских работ

– формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также факультативных и внеурочных.

— материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.

— остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

По русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения, сочинения на произвольную или заданную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующие навыка устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений с сообщением на математические темы), материалы самоанализа, рефлексии и т.п.;

По окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

3.1.2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями

3.1.3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности

3.2. В Портфель достижений входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.)

3.3. Портфель достижений включает в себя собрание исследовательских и проектных работ ученика с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д.

 

3.4. В состав Портфеля достижений входят характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.).

3.5. Портфель достижений имеет следующую структуру:

— титульный лист, который оформляется педагогом, родителем (законным представителей) совместно с ребенком;

— основная часть;

— содержание.

4. Основные направления деятельности по формированию Портфеля достижений.

4.1. В формировании Портфеля достижений участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя – предметники, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, администрация школы.

4.1.1. Учащиеся:

· осуществляют заполнение Портфеля достижений;

· оформляют Портфель достижений в соответствии с утвержденной в образовательном учреждении структурой в папке с файлами;

· при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфеля достижений, достоверность сведений, представленных в Портфеле достижений, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления;

· могут презентовать содержание своего Портфеля достижений на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

4.1.2. Классный руководитель:

· оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфеля достижений;

· проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфеля достижений;

· осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфеля достижений учащегося начальной школы;

· осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфеля достижений;

· обеспечивает учащихся необходимыми формами, рекомендациями,

· оформляет итоговые документы, табель успеваемости.

4.1.3.Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:

· предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов Портфеля достижений;

· организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;

· разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;

· проводят экспертизу представленных работ по предмету;

· пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

4.1.4. Социальный педагог:

· проводят индивидуальную психодиагностику;

· ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

4.1.5. Администрация образовательного учреждения:

· разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфеля достижений;

· создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

· осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфеля достижений в практике работы образовательного учреждения;

· организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфеля достижений как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

· осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфеля достижений в образовательном процессе.

5.Презентация Портфолио

5.1. Учащийся представляет содержание своего Портфеля достижений на классном собрании, на родительском собрании.

5.2. Презентация Портфеля достижений обучающихся может проходить в форме выставок Портфелей достижений.

5.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфеля достижений.

6. Оценка

6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфеля достижений и Портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

6.2. Оценка как отдельных составляющих Портфеля достижений, так и Портфеля достижений в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

6.3. Портфель достижений сопровождается документами:

состав Портфеля достижений;

критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.

6.4. Критерии оценки отдельных составляющих Портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.

6.5. При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов.

6.6. Все составляющие Портфеля достижений оцениваются только качественно. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

6.7. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфеля достижений целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

— зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;

— «хорошо», «отлично» — с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

6.8. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфеля достижений, делается вывод о:

— сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

— сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

— индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

 

УРА! Каникулы! :)))