Дятьковского района Брянской области
Для слабовидящих
Наш опрос
Кто внёс решающий вклад в Великую победу, разгром фашизма во II Мировой войне?

Приказ Департамента Образования Брянской области о внедрении ФГОС

Скачать приказ вы можете с нашего сайта.

Департамент общего и профессионального образования Брянской области направляет в Ваш адрес рекомендации по организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) в Брянской области.

Введение ФГОС  — сложный и многоплановый процесс. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС: нормативного, финансово-экономического, организационного, кадрового, информационного, материально-технического.

При переходе на ФГОС НОО департамент рекомендует пользоваться следующими документами:

  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от « 6 » октября 2009 г. № 373,
  • приказ Минобрнауки от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированный в Минюст России от 04 февраля 2011 г. № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373»,
  • методические рекомендации Минобрнауки N 03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
  • приказ от 24 декабря 2010 г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»,
  • план-график основных мероприятий по введению ФГОС начального общего образования в Брянской области, утвержденный на заседании Координационного совета при Департаменте общего и профессионального образования. Протокол от 16 марта 2011г. № 1

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования:

должен обеспечивать:

—  единство образовательного пространства Российской Федерации;

— преемственность основных образовательных программ начального, основного  и среднего (полного) общего образования;

включает в себя требования к:

— структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;

— условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

— результатам освоения основной образовательной программы общего образования;

Основная образовательная программа обеспечивает реализацию ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Образовательная программа является локальным актом общеобразовательного учреждения; принимается педагогическим советом и утверждается учредителем образовательного учреждения; вводится в действие приказом директора.

Общеобразовательное учреждение несет ответственность перед родителями обучающихся и учредителем за выполнение своей образовательной программы и ежегодно публикует отчет о ее выполнении.

В соответствии  со статьей 9 п.1. Закона РФ «Об  образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (п.3 ст.9 Закона РФ «Об  образовании»).

В соответствии с п.6 статьи 9 Закона РФ «Об  образовании» ООП  должны включать в себя:

  • учебный план,
  • рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин
  • материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

         ООП ступеней  школьного образования разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных образовательных программ (статья 14 п.5, статья 32 п.6,7 Закона РФ «Об образовании»). Примерные основные образовательные программы могут включать  базисный учебный план и набор примерных программ  учебных курсов, дисциплин, (п.5.2. ст.14 Закона РФ «Об образовании»).

         Основная образовательная программа начального общего образования – новый вид образовательной программы для образовательного учреждения, она должна стать объектом проектирования, в ее разработке должны участвовать все участники образовательного процесса: педагоги школы, администрация и родительская общественность. На основе примерной ООП НОО образовательное учреждение в соответствии с п. 6, 7 ст. 32 Закона «Об образовании» самостоятельно разрабатывает и принимает рабочую ООП по ступеням школьного образования.

          В  ФГОС НОО   п.14 записано: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального  общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной  реализации учебной деятельности, обеспечивающей  социальную успешность, развитие творческих  способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья  обучающихся».

В тексте  ФГОС НОО (раздел 3 п.16)  расширяется перечень отдельных элементов ООП: «основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • учебный план начального общего образования;
  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программу коррекционной работы (только при наличии коррекционных классов);
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Именно разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Таким образом,  ОПП  ступеней  являются теми единственными официальными нормативными документами, которые становятся предметом внешнего и внутреннего контроля, оценки и мониторинга деятельности  образовательного учреждения.

Специфика требований к структуре ООП также состоит в том, что основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от «26» ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана.

В методическом письме №03-296  от 12 мая 2011г. Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» определены организационные модели внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Количество часов на внеурочную деятельность в настоящее время не регламентировано и образовательное учреждение вправе самостоятельно это определять.

В образовательных учреждениях Брянской области могут быть представлены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальнойсистемы дополнительного образования детей);

модель «школы полного дня»;

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель и др.

Реализация основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
    • внеурочная деятельность.

 

В целях исполнения приказа Министерства образования Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 986 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» Департамент общего и профессионального образования Брянской области рекомендует обеспечить следующие минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации основной образовательной программы:

 в части требований к учебно–методическому, материально-техническому и информационному обеспечению учебного процесса:

  1.  учебники и (или) учебники с электронными приложениями, являющимися их составной частью в соответствии с требованиями федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ в 2011-12 учебном году;
  2.  учебно-методическая литература и материалы по всем учебным предметам основной образовательной программы (минимум по 1 экземпляру), обеспечивающие необходимый минимум содержания образования;
  3. учебно–наглядные пособия по всем предметам учебного плана для реализации образовательной программы  на один класс (25 уч.мест);
  4. компьютер с программным обеспечением для создания, обработки и редактирования электронных таблиц, текстов и презентаций, звука и видеоизображения, проектор, экран или интерактивная доска;
  5. программное обеспечение для работы с виртуально-наглядными моделями и виртуальным лабораторным оборудованием;
  6. свободный и безопасный доступ к сети Интернет с ограничением доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания;
  7. программное обеспечение для управления учебным процессом и проведения мониторинга и фиксирования хода учебного процесса и результатов освоения основной образовательной программы общего образования и др.;

Кроме того, рекомендуется обеспечить условия для:

  1. организации отдыха, досуга,  питания учащихся и воспитанников, а также работников образовательного учреждения,
  2. физического развития обучающихся и воспитанников, участия в спортивных соревнованиях и играх,
  3. обеспечения взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями образования, культуры, науки и спорта и др. по организации воспитывающей и социализирующей деятельности младших школьников в рамках ФГОС.

 

Директор департамента                                                      А.В. Напреенко

 Н.В. Бибикова

587307