Дятьковского района Брянской области
Для слабовидящих
Наш опрос
Кто внёс решающий вклад в Великую победу, разгром фашизма во II Мировой войне?

Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования (ООП НОО)

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы посёлка Дружба Дятьковского района Брянской области разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в  МБОУ СОШ п. Дружба  Дятьковского района Брянской области.

Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОУ СОШ п.Дружба  Дятьковского района Брянской области в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования и  разработана  на основе

Закона  РФ «Об образовании»

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  ( Приказ МОиН РФ373 от 06 октября 2009года)

Национальной образовательной  инициативы «Наша новая школа»ем да Москвы «енный образовательный стандарт начального общего образования

Устава МБОУ СОШ п.Дружба  Дятьковского района Брянской области

Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ в редакции от 23 декабря 2002г. №919 (пункт 44);

«Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г. № 189

Сан ПиНа 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г. № 189

« Организации и режима работы группы и школ продленного дня ( методические рекомендации)» (утв.Минздравом СССР12.12.1979 №2111-79)

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и т.д.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

Приказа № 2357 от 22.09.2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»

Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МБОУ СОШ п. Дружба Дятьковского района Брянской области. 

В соответствии с требованиями ФГОС  Образовательная программа  МБОУ СОШ п. Дружба содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

ü  планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ;

ü  примерный учебный план на основе БОП;

ü  систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел:

ü  программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий;

ü  программы отдельных учебных предметов, курсов;

ü  программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

ü  программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

ü  программа коррекционной работы;

Организационный раздел:

ü  учебный план начального общего образования;

ü  план внеурочной деятельности;

ü  система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основная образовательная программа (ООП  НОО) начального общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного возраста  и нацелена на:

  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.
  • формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;
  • овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия.
  • подготовку учащихся к обучению в основной школе;

 

Достижение этих целей предполагает:

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
  •  расширение опыта самостоятельного выбора;
  • формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

ООП  НОО начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

v с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

v освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

v принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

v формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

v изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),  составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

— технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

— проблемно-диалогическую технологию,

— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Формы, средства и методы обучения, духовно — нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом  МБОУ СОШ п. Дружба и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основная образовательная программа предусматривает:

1)      достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

2)      выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

3)                  организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно — технического творчества и проектно — исследовательской деятельности;

4)                  участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

5)                  использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

6)                  возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

7)                  включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

 

    Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

*        учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);

*        индивидуальной  учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

*        творческой и проектной деятельностях (художественное, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

*        учебно–исследовательской деятельности;

*        трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

*        спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

         Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК, используемых на начальной ступени образования – ОС         « Школа 2100», УМК « Школа России»

Выбор определён на основе следующих предпосылок:

Работа над  созданием комплекса проводилась параллельно с разработкой ФГОС НОО, требования которого нашли своё теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Школа 2100»  (Информационное письмо ОАО «Издательство «Просвещение», подписано главным редактором академиком М.Р.Леонтьевым).

Данные учебно-методические комплексы созданы на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.

Авторы УМК – известные учёные-педагоги, методисты, разработчики нового стандарта (А.Г.Асмолов, Л.Ф.Климанова, А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая, Л.Г.Петерсон, В.Г.Дорофеев и др.).

Учителя начальных классов МБОУ СОШ п.Дружба уже имеют эффективный опыт работы по учебникам данных УМК .

Методологической основой комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи учебники позволяют включить детей в деятельность, строить процесс обучения как двусторонний:

— обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников,

— обучение как цель – получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы.

УМК «Школа 2100» прошёл государственно-общественную экспертизу и рекомендован к использованию в образовании по ФГОС НОО.

В МБОУ СОШ п.Дружба Дятьковского района Брянской области созданы условия для реализации данной образовательной программы: кабинеты начальной школы отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, оборудованы необходимой техникой, поступательно совершенствуется медиатека, банк наглядных пособий и аудиовизуальных средств.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяется в соответствии с действующими санитарными нормами.

ООП начальной ступени школьного образования реализуется в рамках пятидневной учебной недели. Занятия проводятся в 1 смену. Учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность в 1 кл. составляет не менее 33 недель, в 2-4 классах — не менее 34 недель. Продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель.

Созданы условия для организации внеурочной деятельности: имеется,  2 компьютерных класса,  для спортивно-оздоровительной работы  в начальной школе функционирует спортивный зал

 

Реализацию ООП обеспечивает кадровый состав, имеющий достаточно высокий профессиональный уровень.

 

 

 

 

 

Кадровый состав учителей начальной школы

 

№ п/п

Ф.И.О. учителя (полностью)

 

 

Образование

Пед.

стаж

Квалиф. категория

 

Высшее, среднее специальное

(учебное заведение, год окончания)

Специальность по диплому

1 Долматова Валентина Дмитриевна Высшее , КГПИ

Педагогика и методика начального образования36Первая

 2Картавец

Любовь

ИвановнаВысшее, БГПИ

Педагогика и методика начального образования25Высшая

3Митракова

Татьяна

ВладимировнаВысшее, БГУ

Педагогика и методика начального образования4Маркелова

 Нина МихайловнаВысшее, БГПИ     

Педагогика и методика начального образования35Первая

 

Для осуществления целей ООП сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, предполагающая активное использование культурно-образовательных ресурсов города  и самого ОУ

ОУ взаимодействует с ОУ дополнительного образования музыкальной школой, СДК п. Дружба, Центром детского творчества г. Дятьково.

 

 

 

В школе реализуется система внеурочной деятельности:

Она предполагает широкий по содержанию и формам набор видов  деятельности, который является  обязательным для всех обучающихся. К этому уровню относится внеурочная деятельность по направлениям, обозначенным в учебном (образовательном) плане школы, система праздников и тематических мероприятий, экскурсии, круглые столы, диспуты,  олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

 

 

Направление

деятельностиКол-во

часов

в неделю

Вид деятельности

Время проведенияОтветственныеI. Спортивно-оздоровительное

 

1

Кружок «Здоровячок»

Понедельник

1400-1440

(спорт.зал. )

Бураков В. М.II.Духовно-нравственное3

Кружок

«Юный патриот»

              Среда

 

1335-1415

(каб. №2)

Долматова В. Д.

 

Кружок

«Радуга»

 

Вторник

1400-1440

(каб. №12 )

Картавец Л. И.

«История родного края

Вторник 1335-1415

(каб. №1 )

Митракова Т. В.III.

 

Обще-

интеллектуальное

3

Введение в мир профессий

Вторник    

1335-1415

            (каб. №1 )

Долматова В. Д

Кружок «Мои первые проекты»

              Среда

 

1500-1540

(каб. №12)

Картавец Л. И.

Кружок «Занимательная математика»

        Пятница

 

1400-1440

       (каб. №12)

 Митракова Т. В.IV.Общекультурное3

Кружок

«Культура общения»

Понедельник

1245-1325

(каб. №2

Долматова В. Д.

 

 

 

Кружок

«Этика: азбука добра»

Понедельник

 

1400-1440

 (каб. №12 )

 

Картавец Л. И

 

Кружок «Волшебная бумага»

Среда

1335-1415

(каб. №1

 

Митракова Т. ВV.Социальное3

Кружок

«Азбука пешехода»

Пятницаа

1245-1325

(каб. №2)

Долматова В. Д.

 

Кружок «Экономика : первые шаги»

Понедельник    

1335-1415

  (каб. №1 )

 

Митракова Т. В

Кружок

«Природа родного края»

         Среда

1400-1440

         (каб. №12)

Картавец Л. И

 

МБОУ СОШ п.Дружба Дятьковского района Брянской области, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

•   с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

•  с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом  школы.

УРА! Каникулы! :)))