Дятьковского района Брянской области
Для слабовидящих

Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования для I- IV классов МБОУ СОШ п. Дружба на 2013-2014 учебный год

Учебный план МБОУ СОШ п. Дружба Дятьковского района Брянской области на 2013-2014 учебный год составлен в соответствии с письмом Департамента общего и профессионального образовании Брянской области от 21.03.2011 г. №1327 «О примерном учебном плане общеобразовательных учреждений Брянской области на 2011/2012 учебный год для учащихся I класса» и в соответствии  с приказом от 06.10.2009 г. №373 Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями, внесенными приказом от 26.11.2010 г. №1241, СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993), зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер № 19993.

В соответствии с требованиями Стандарта учебный план начального общего образования является частью основной образовательной программы школы, разрабатываемой учебным учреждением самостоятельно и реализующейся через учебный план и внеурочную деятельность. Содержание учебных программ учебных предметов учебных предметов начальной школы, реализующей ФГОС НОО направлено на достижение основных целей начального общего образования.

Русский язык. Родной язык:

  1. 1)формирование первоначальных представлений о единстве и   многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. 2)понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. 3)сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. 4)овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  5. 5)овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

  1. 1)понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. 2)осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. 3)понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. 4)достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. 5)умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Иностранный язык:

  1. 1)приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
  2. 2)освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
  3. 3)сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Математика и информатика:

  1. 1)использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  2. 2)овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  3. 3)приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  4. 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  5. 5)приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

  1. 1)понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. 2)сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. 3)осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, здоровьесберегающих  норм поведения в природной и социальной среде;
  4. 4)освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. 5)развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Изобразительное искусство:

  1. 1)сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2. 2)сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  3. 3)овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  4. 4)овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Музыка:

  1. 1)сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2. 2)сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  3. 3)умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  4. 4)использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

 

Технология:

  1. 1)получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  2. 2)усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
  3. 3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
  4. 4)использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  5. 5)приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  6. 6)приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Физическая культура:

  1. 1)формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
  2. 2)овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
  3. 3)формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

В связи с запросами родителей, что подтверждается анкетированием, многочисленными устными и письменными обращениями родителей обучающихся, считающими задачей первоочередной важности качественную подготовку по русскому языку, для сдачи последующих экзаменов, а также для формирования грамотной устной и письменной речи с соблюдением норм русского языка, обучение родному языку не идет за счёт уменьшения часов, отводимых на преподавание русского языка.

Выполнение учебных программ обеспечивается учебно-методическими комплектами «Школа России» и «Школа 2100». УМК «Школа России» и «Школа 2100» в полной мере реализуют Требования ФГОС по реализации вышеперечисленных результатов.

Учебный план МБОУ СОШ п. Дружба для I-II классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года в I классе – 33, во втором классе – 34 учебные недели

Продолжительность урока для I класса – 35 минут(в первом полугодии), учебные занятия проводятся по 5-ти дневной учебной неделе в I смену, используется «ступенчатый режим обучения» — в I полугодии (в сентябре-октябре) по 3 урока в день, по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 мин. каждый, январь-май – по 4 урока по 40 мин. каждый. В середине учебного дня используется динамические паузы на свежем воздухе. При 35-минутной продолжительности уроков в I классе максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе – 20 часов.

На реализацию основных задач и содержания обязательных предметных областей отведено в I классе следующее количество часов в неделю:

▪ предметная область «Филология»:

— русский язык – 5 ч.;

— литературное чтение – 4 ч.

▪ предметная область «Математика и информатика»:

— математика – 4 ч.

▪ предметная область «Обществознание и естествознание»:

— окружающий мир – 2 ч.

▪ предметная область «Искусство»:

— музыка – 1 ч.;

— изобразительное искусство – 1 ч.

▪ предметная область «Технология»:

— технология – 1 ч.

▪ предметная область «Физическая культура»:

— физическая культура – 3 ч.

Во втором классе:

▪ предметная область «Филология»:

— русский язык – 5 ч.;

— литературное чтение – 4 ч.

— английский язык – 2 часа.

▪ предметная область «Математика и информатика»:

— математика – 4 ч.

▪ предметная область «Обществознание и естествознание»:

— окружающий мир – 2 ч.

▪ предметная область «Искусство»:

— музыка – 1 ч.;

— изобразительное искусство – 1 ч.

▪ предметная область «Технология»:

— технология – 1 ч.

▪ предметная область «Физическая культура»:

— физическая культура – 3 ч.

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241 внеурочная деятельность в классах, обучающихся по ФГОС  вынесена из учебного плана.

В 1 классе:

  • « Мои первые проекты» — 1 час – социальная направленность.

Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. На проектную деятельность в 1- 4  классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе.  Программа кружка интегрируется с курсом внеурочной деятельности  «С азбукой по родному краю».

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.

Программа «Мои первые проекты»– интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы  «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников.

        Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.

 

  • « Читаем вместе» (коррекционная работа со слабыми учащимися) — 1 час –

интеллектуальная направленность.

Во 2 классе:

  • « Природа родного края» — 1 час – естественно-научное направление;

Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, разработана программа экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Природа родного края».

Программа экологического кружка отражает  аспекты содержания экологического образования:

¾ научно-познавательного;

¾ ценностного;

¾ нормативного;

¾ практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому ¾ природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания  раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования ¾ это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали ¾ показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

При построении  программы кружковой работы  заострено внимание на четырех основных направлениях работы:

¾ познавательном;

¾ познавательно-развлекательном;

¾ практическом;

¾ исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ¾ театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов  родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Природа родного края») ¾ посадкой деревьев ,охраной  цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, наблюдений, которые способствуют развитию мышления ребенка.

Программа будет реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка и рассчитана на младших школьников.

Программа составлена из расчета  одно занятие  в неделю.

 

  • « Почемучка» — 1 час – духовно-нравственное направление.

Учебный план 2013-2014 учебного года для I -III класса разработан в целях обеспечения единого образовательного пространства, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Учебный план МБОУ СОШ п. Дружба для IV класса ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года для IV класса –34 учебных недели.

Продолжительность урока для– 40 минут.; при 40-минутной продолжительности уроков в максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе – 23 часа в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПин 2.4.2.2821-10), зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер № 19993.

В соответствии с федеральным компонентом «Иностранный язык» ( английский) изучается в IV классе в объёме 2-х часов в неделю. Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) изучается со II по IV класс по 2 часа в неделю и является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.

Часы, отведенные на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)», «Искусство (музыка)» — по одному часу в IV классе.

На физическую культуру отведено по 3 часа с целью укрепления здоровья учащихся, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

До конца IV четверти осталось:

34 days 22 hours 13 minutes

Архивы