Дятьковского района Брянской области
Для слабовидящих
Наш опрос
Кто внёс решающий вклад в Великую победу, разгром фашизма во II Мировой войне?

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Полную программу вы можете скачать с нашего сайта

  Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

      Программа формирования УУД для начального общего образования содержит:

  • описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени

начального общего образования;

  • понятие, функции, состав и характеристики УУД в младшем школьном возрасте;
  • связь УУД с содержанием учебных предметов;
  • планируемые результаты освоения программы УУД;
  • оценку достижений планируемых результатов

 

      Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего  образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

-доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

-принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и

стремления следовать им;

-ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,

так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины,

совести) как регуляторов морального поведения;

-формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству

с мировой и отечественной художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-формирование умения учиться и способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

-формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 

Понятие «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 

Функции УУД:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

 

       В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования можно выделить четыре блока:

1. личностный;

2. регулятивный;

3. познавательный;

4. коммуникативный.

 

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение  выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий.

 

 

Личностные УУД

 

 

 

 

Самоопределение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование гражданской идентичности личности

Компоненты:

— когнитивный:  — формирование историко-географического

                                 образа России – представления о

                                 территории и границах России, ее

                                 географических особенностях; знание

                                 основных исторических событий,

                                 развития государственности и общества,

                                 истории и географии края, его

                                 достижений и культурных традиций;

                               — знакомство с социально-политическим

                                 устройством России, ее государственной

                                 организацией, с символикой (герб, флаг,

                                 гимн), государственными праздниками;

                               — информирование об основных правах и

                                  обязанностях гражданина,

                                  соответствующих возрастному статусу

                                  учащегося в обществе;

                               — знание своей этнической

                                 принадлежности, национальных

                                 ценностей, традиций, культуры, народов

                                 и этнических групп России;

                               — формирование представления об

                                 общекультурном наследии России;

                               — знание основных моральных норм; норм

                                 и правил охранно-бережного отношения к

                                 природе, сохранения здоровья; правил

                                 поведения в чрезвычайных ситуациях

— ценностно-смысловой и эмоциональный:

                               — воспитание чувства патриотизма и

                                 гордости за свою страну, уважения ее

                                 истории, культурных и исторических

                                 памятников;

                               — уважение к другим народам России, иметь

                                 межэтническую толерантность;

                               — уважение личности и ее достоинства,

                                 доброжелательное отношение к

                                 окружающим, нетерпимость – к любым

                                 видам насилия;

                              — уважение ценностей семьи, любовь к

                                природе, признание ценности своего

                                здоровья и здоровья других людей,

                                обладание оптимизмом в восприятии мира,

                              — следование моральным нормам, испытание

                                чувства стыда и вины при их нарушении.

— деятельностный:

                              — участие в школьном самоуправлении в пределах

                                возрастных компетенций;

                              — выполнение норм и требований школьной жизни

                                пользование правами и выполнение обязанностей

                                ученика;

                              — выполнение моральных норм в отношении

                                взрослых и сверстников в школе, дома, во

                                внеучебных видах деятельности;

                              — участие в общественной жизни, ориентирование

                                в событиях, происходящих в стране и в мире;

                                посещение театров, музеев, библиотек;

                                следование здоровому образу жизни.

            

Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Развитие «Я» концепции, самооценки личности формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

 

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности — развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

— формирование мотивов достижения и социального признания;

— мотив, реализующий потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

 

Нравственно-этическая ориентация

— формирование  единого и целостного образа мира  при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; развитие толерантности;

— ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,

так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины,

совести) как регуляторов морального поведения;

— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь,

правдивость, честность, ответственность);

— выделение нравственного содержания поступков на основе различения

конвенциональных, персональных и моральных норм;

— формирование моральной самооценки;

— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к

сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

— формирование установки на здоровый  и безопасный образ жизни, нетерпимости

и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,

здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с

мировой и отечественной художественной культурой.

 

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание:

самостоятельное формулирование цели урока после предварительного      обсуждения;

— постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;                            

  • планирование:

— определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

— составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование:

— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль:

— сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция:

— внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • оценка:

— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция:

— способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

 

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск, отбор и обработка информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • структурирование знаний;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • работа с основными компонентами текста учебника: оглавлением, учебным текстом, вопросами и заданиями, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками;
  • определение примерного содержания незнакомой книги по титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям, аннотации;
  • определение темы и главной мысли текста;
  • деление текста на смысловые части, составление простого плана;
  • владение различными видами изложения текста: подробное, сжатое, выборочное;
  • моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково- символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

 

        Логические действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • обобщение;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление аналогий, причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • владение рядом общих приемов решения задач;
  • выдвижение гипотез и их обоснование

              Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

 

          Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов, принятие решения и его реализации;
  • управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.                Формирование УУД  в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов УУД. Успешность их развития решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов, а именно от ориентации на сущностные знания в определенных предметных областях.

 

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих УУД:

  • личностных:

— смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащегося в системе личностных смыслов;

— самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

— основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

— эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

— действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

— эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

  • познавательных:

— умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины, событий и поступков персонажей;

— умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

— умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

— умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

 

В начальной школе математика является основой развития у учащихся

  • познавательных действий:                                                                                           -логических;

-планирования (цепочки действий по задачам);

-систематизации и структурирования знаний;

-моделирования;

-общего приема решения задач

 

Русский язык обеспечивает формирование

  • познавательных действий:

— логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных   связей при работе с тексом

— развитие знаково-символических действий – замещения (звука буквой),

— моделирования (состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

  • регулятивных,  коммуникативных действий

 

«Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие

  •   личностных универсальных действий:

— знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой;

— открытие универсальности детской субкультуры;

— формирование гражданской идентичности личности;

— доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

  • коммуникативных действий:

— общее речевое развитие учащегося на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

— развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

—  развитие письменной речи;

— формирование ориентации на партнера, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнера; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме

  • познавательных действий:

— смысловое чтение

 

«Окружающий мир» обеспечивает формирование

  • личностных УД:

— принятие учащимися правил здорового образа жизни, понимание необходимости здорового образа жизни  в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья;

— формирование когнитивного, эмоционально-ценностного  и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

— умения различать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте РФ, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

— формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России;

-формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

— развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами

  • познавательных УУД:

— овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

— формирование действий замещения и моделирования;

— формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно- следственных связей в окружающем мире.

 

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реализацию следующих видов УУД:

  • личностных:

— формирование картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

— формирование мотивации успеха и достижения младших школьников, творческой самореализации;

— ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным            значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.

  • регулятивных действий:    

— целеполагание; планирование; прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

  • познавательных:

— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

  • коммуникативных:

— организация совместно-продуктивной деятельности;

Предмет «Музыка» обеспечивает формирование

  • личностных действий:  

 — эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении;

— приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

  • коммуникативных действий:

 —  развитие эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

  • познавательных действий:     

— замещение и моделирование.

 

Развивающий потенциал «Изобразительного искусства» связан с формированием

  • личностных действий:

формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения,  развитие позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

  • регулятивных действий:

—  целеполагание как формирование замысла,

—  планирование и организация действий в соответствии с целью;

—  умение контролировать соответствие выполняемых действий способу;

—  внесение корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

  • познавательных действий:

—  замещения и моделирования;

—  логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.

Предмет «Физическая культура» обеспечивает формирование                      личностных УД:

— основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте,

— освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

— развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей, стрессоустойчивости;

— освоение правил здорового и безопасного образа жизни

  • регулятивных действий:

-умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.

  • коммуникативных действий:

-развитие взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничества и кооперации.

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы УУД

 

      Планируемые результаты:

  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учетом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
  • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых

результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов дает представление о

том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т.е. служащий основой для последующего обучения.

В блоке «Выпускник научится» представлены результаты, характеризующие

систему таких  учебных действий, которые необходимы для успешного обучения  в начальной и основной школе и при наличии специальной целенаправленной работы учителя могут быть освоены подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку.

Планируемые результаты, представленные в блоке «Выпускник получит возможность научиться», характеризуют систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока планируемых результатов дает возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся, отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития, по поддержке разнообразия индивидуальных познавательных потребностей учащихся. Достижение планируемых результатов, отнесенных к этому блоку, не является предметом итоговой оценки выпускников, но может служить объектом неперсонифицированных (анонимных) исследований, направленных на оценку результатов деятельности системы образования и образовательного учреждения с позиций оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных стандартом общего образования.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться.

      В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

      В сфере регулятивных УУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

      В сфере познавательных УУД выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты- тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать  и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

 

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
  • развитие этических чувств- стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира. готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

 

         Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения  задач;
  • адекватного понимания  причин успешности/ неуспешности  учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • морального  сознания на  конвенциональном уровне, способности к решению  моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных  на помощь и обеспечение благополучия.
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

 

Регулятивные универсальные учебные действия

   

     Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные  учителем ориентиры действия  в новом учебном материале  в сотрудничестве  с учителем;
  • планировать свои действия  в соответствии с поставленной задачей и с условиями её  реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
  • оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме;

 

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

 

Познавательные универсальные учебные действия

 

         Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия  художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

 

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем  мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно  и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных  способов  решения задач в зависимости  от конкретных  условий;
  • осуществлять синтез как составление  целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя  недостающие компоненты;
  • осуществлять    сравнение, сериацию и классификацию,  самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных  логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее  установление  причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

 

Коммуникативные   универсальные учебные действия 

                                 

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных  коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ( в тот числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть  диалогической формой коммуникации, используя  в том числе средства и инструменты  ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования  у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих  с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении  и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций  в сотрудничестве;
  • формулировать собственное  мнение и позицию;
  • договариваться и приходить  к общему решению в совместной деятельности, в том  числе  в ситуации  столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие,  что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения  различных коммуникативных  задач, строить  монологическое  высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

         Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению  проблемы;
  • аргументировать  свою позицию   и координировать её  с позициями партнёров  в сотрудничестве при  выработке  общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению  конфликтов на основе учёта  интересов и позиций всех  участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;   
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром ;                                                                                                                           
  • осуществлять взаимный контроль  и оказывать  в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Оценка личностных  результатов

 

      Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии.

Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующих основных блока:

  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  • морально-этическая ориентация

Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально – положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности- уроки. познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности— чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для своего Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию чувств других людей и сопереживанию им;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения, нарушения моральной нормы

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников

начальной школы в полном соответствии с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и  ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований,   результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса. К их осуществлению привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования.

В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребенка и конфиденциальности, в форме не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;
  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития в форме возрастно-психологического консультирования. такая оценка осуществляется только по запросу родителей (или по запросу педагогов либо администрации и при согласии родителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

 

Оценка метапредметных результатов

 

      Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит

сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью и составляют основу для продолжения обучения. К ним относятся:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познаватлеьных и практических задач;
  • логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах:

  1. достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.
  2. достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных УД.
  3. достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения учащимся УУД.

В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события.

Оценку уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, уровень учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и т.д.), наиболее целесообразно проводить в форме неперсонифицированных (анонимных) процедур.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /Вестник Образования, №2, 2010.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система    заданий. В 2 ч. Ч. 1 /под. ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010.

5. Программа формирования межпредметных компетентностей младших школьников. /методическое объединение учителей начальных классов МОУ СОШ №13 г.Вичуга под рук. Л.Н.Тюкиной, 2009.

УРА! Каникулы! :)))